Космонавты

Космоминимум

Для зачисления в отряд космонавтов нужно иметь высшее техническое образование (магистратура или специалитет) и отработать по специальности не менее 3-х лет.

Кто первый?

Первых космонавтов набирали из числа военных летчиков.

Конкуренция

На роль первого космонавта претендовали 6 человек.

Самый юный космонавт

Самым молодым космонавтом в истории остается Герман Титов. На момент совершения первого в мире суточного космического полета (6 августа 1961 года) ему было 25 лет.

Впервые в открытом космосе

Первый выход человека в отрытый космос состоялся 18 марта 1965 года. Его совершил Алексей Леонов.

Леди в космосе

Первой женщиной, вышедшей в открытый космос, стала Светлана Савицкая в 1984 году.

Первая пара

Всего через полтора года после полета Юрия Гагарина СССР успешно запустил космический корабль с двумя пилотами на борту – Павлом Поповичем и Андрияном Николаевым. До этого полеты человека в космос были одиночными.

Подготовка

Для подготовки космонавта требуется 4085 учебных часов.

Чему учат космонавтов

Самый длительный курс в подготовке космонавтов – «Конструкция, бортовые системы и оборудование», 499 часов, самый короткий – «Психологическая подготовка», 19 часов.

Этимология

Слово «космонавт» появилось на 10 лет раньше, чем реальный первый космонавт – Юрий Гагарин – в повести Виктора Сапарина «Новая планета».

Космо- и астро-

Термины «космонавт» и «астронавт» являются синонимами, но в русскоязычном сегменте чаще используется первый.

Космический минимум

Ежедневный рацион космонавтов не должен быть меньше 3000 ккал.

Космическое питание

Раньше космонавты действительно питались из тюбиков, сегодня они едят сублимированную пищу из вакуумных пакетов.

Что не едят в космосе

В космосе нельзя есть хлеб привычного для нас размера (ломти как для бутербродов), т. к. крошки в невесомости представляют опасность для человека и оборудования.

Разнообразие

Рацион космонавтов разнообразен первые 16 суток, затем все меню повторяется.

Космическое понимание

Все современные российские космонавты свободно владеют английским языком, а астронавты США понимают русский.

Трудности подготовки

Одним из наиболее сложных этапов подготовки космонавтов считается пребывание в сурдокамере – замкнутом звукоизолированном помещении с искусственным освещением. Будущий космонавт должен пробыть там трое суток, из них 64 часа без сна в режиме непрерывной работы.

Скафандры

Космонавты не надевают скафандр, а входят в него. Современные скафандры рассчитаны на 10 часов автономной работы.

Читаем в космосе

Все надписи на корпусе скафандров зеркальные и читаются с помощью зеркала на рукаве.

Главная миссия

Главная миссия космонавтов на МКС – научно-исследовательская. На станции непрерывно проводятся эксперименты. Так, в частности, на орбите уже выращивают лук-лучок и печатают ткани человеческого тела.

Космическая гигиена

На МКС и космических кораблях нет душа, но это не значит, что полностью отсутствует гигиена. Космонавты обтирают тело дезинфицирующим составом и влажными салфетками.

Космические сны

На МКС также отсутствуют кровати. Космонавты спят в специальных спальных мешках, фиксируя себя в вертикальном положении с помощью тросов (чтобы не летать спящим в невесомости).

Первые сутки в космосе

6 августа 1961 года – первый полет человека в космос, продолжительностью 1 сутки.

Рекорд по выходам

Мировой рекорд по количеству выходов в открытый космос принадлежит Анатолию Соловьеву – 16 выходов общей продолжительностью 82 часа 21 минута.